АНОСОВ Владислав Александрович,

Краснодрский краевой базовый медицинский колледж,

руководитель интернет-раздела «Стоматология Краснодара»,

врач-стоматолог.

 

ПРОКОФЬЕВА Виктория Игоревна,

кандидат мед. наук, врач высшей категории,

доцент кафедры стоматологии ФПК и ППС КГМА.

                                      

Современная формула успеха.

Каждый  знает, что такое компьютер. Не все умеют им пользоваться, но все знают (или думают, что знают), для чего компьютер нужен. Для многих он служит дорогой печатной машинкой, где можно набрать статью или диссертацию, за пару минут нарисовать поздравительную открытку с розочкой в уголке или многозначительную надпись на дверь кабинета «БЕЗ СТУКА НЕ ВХОДИТЬ!». Дома компьютер чаще всего исполняет роль детской игровой приставки. Мужчины - счастливые обладатели модемов, на вскидку назовут десятки интернет-адресов, где можно умиротворенно созерцать звезд мировой поп-индустрии, наиболее интересные особенности которых можно со смаком обсудить с коллегами во время очередной пятиминутки. Конечно, все несколько утрировано, но в целом картина именно такая. Для стоматологов необходимо знание компьютера для ведения электронной документации при приеме пациентов в клинике, для использования радиовизиографа и цифрового фото. На этом применение компьютера и интернета в профессиональных стоматологических и финансовых интересах заканчивается. Но компьютер – это не просто дорогая игрушка. Он создавался как быстрый, удобный и многофункциональный помощник человека. На сегодня примерно 95% возможностей использования компьютера и сети интернет в профессиональной стоматологической деятельности остается невостребованными. Не многие знают о том, что где-то совсем близко существует параллельный мир, в котором течет своя бурная и интересная цифровая информационная жизнь. И эта жизнь проходит мимо, унося с собой потенциальные возможности, знания и деньги.

Так чем может быть действительно полезен компьютер и интернет для рядового врача-стоматолога или руководителя стоматологической клиники? Я постараюсь по пунктам, понятным языком и достаточно подробно рассказать о современных компьютерных технологиях и их применении в  реальной стоматологической практике. Мне бы очень хотелось, чтобы эта статья стала для врачей своего рода практическим руководством, пособием для профессионального использования  компьютера и интернета в стоматологии и не только.

1.      Получение профессиональной информации.

«Кто владеет информацией – тот владеет миром!» ã

 С появлением интернета каждый человек через подключенный к сети компьютер может найти любую информацию, которая когда-то была там напечатана и опубликована. Это касается любых стоматологических и общемедицинских газет, журналов, справочников и прочих изданий, которые все привыкли видеть в печатном варианте. Позвольте спросить Вас, уважаемые коллеги, выписываете ли Вы стоматологическую периодическую литературу? А сколько Вы платите за каждый номер любимого журнала? Бывает, что при чтении очередного номера, Вы разочарованы его содержанием и жалели о потраченных деньгах? Конечно, бывает. И информация зачастую просто переписывается из одного журнала в другой с легкими изменениями. Но многих лишних трат и разочарований можно избежать, прочитав анонс номера в интернете. Адрес электронной версии любого журнала всегда можно найти на последней странице вместе с другими реквизитами редакции. Электронные версии сейчас имеют абсолютно все популярные стоматологические издания. Некоторые очень авторитетные и дорогие журналы (например, «Новое в стоматологии») публикуют в интернете содержание следующего номера и анонсы наиболее интересных статей, предварительно ознакомившись с которыми можно вполне осознанно принять решение о покупке номера. Многие другие стоматологические издания размещают в сети полные версии своих номеров, зачастую с возможностью интерактивного обсуждения опубликованных статей в профессиональных  интернет-конференциях. Следует отметить, что интернет-версия журнала зачастую появляется раньше печатной, поэтому пользователи сети всегда получают необходимую информацию гораздо более оперативно. Финансовая сторона вопроса здесь также не на последнем месте. Даже среди очень богатых стоматологических клиник не найдется такой, которая выписывала бы ВСЕ русскоязычные стоматологические издания одновременно. Дорогое это удовольствие и не всегда оправданное. Для пользователей сети интернет здесь нет никаких ограничений, поскольку стоимость любой электронной версии стоматологического издания равна стоимости времени, затраченного в онлайне на чтение или скачивание материала (это примерно 10 рублей в час). Для примера: на скачивание в компьютер полного номера стоматологического журнала при использовании стандартного модемного соединения уходит 10-15 минут, т.е. в пересчете на деньги около 3 рублей. Небольшие цены для стоматологической прессы, правда? При этом вся информация остается на Вашем компьютере и доступна в любое время. Электронная версия журнала, конечно, не может в полной мере заменить печатную, но общедоступность именно электронных изданий делает их наиболее привлекательными.

2.      Электронная библиотека.

Кроме электронных версий стоматологических журналов и газет, в интернете на великом множестве тематических ресурсов по стоматологии размещена огромная электронная библиотека статей по различным разделам стоматологической науки. Опубликовать свою статью в сети не составляет никакого труда для любого пользователя, нужно лишь отправить ее на какой-либо стоматологический сайт. После проверки материал размещается на сайте в соответствующем разделе и становится доступным миллионам людей во всем мире 24 часа в сутки. Многие статьи наших с Вами коллег не публикуются в центральной стоматологической прессе ввиду некоторых особенностей работы стоматологических изданий с независимыми авторами (как правило, на платной основе), поэтому кроме как в сети интернет, их прочитать негде. А это многолетний практический опыт наших коллег, так порой необходимый для самообразования и применения полученных знаний в повседневной практике.

Оперативность получения информации через интернет позволяет пользователям постоянно быть в курсе самых последних разработок в области стоматологии. Ведь прежде, чем какая-то самая свежая информация будет опубликована в журнале, она должна пройти редакцию, верстку, набор. Затем будет отпечатан тираж номера, и только после этого журнал по почте поедет на встречу своему жаждущему последних новостей читателю. И та информация, которая на момент верстки номера была «горячей», частично теряет свою актуальность ввиду достаточно продолжительного времени доставки до читателя. Время – деньги! Кто из стоматологов первым в городе освоит новую технологию лечения, тот и на коне. А остальные - догоняющие.

3.      Стоматологические форумы.

Сегодня очень активно развивается частная медицина. Появилось большое количество частных стоматологических клиник и кабинетов. Врачебный коллектив средней клиники состоит из 6-10 докторов, работающих в разные смены и в разных кабинетах. В таких условиях при возникновении нестандартного и сложного клинического случая у лечащего врача практически отсутствует возможность консультации с коллегами. В условиях современного частного стоматологического бизнеса все реже практикуется направление пациентов в другую клинику для получения консультации у более опытного специалиста. Никто не желает публично расписываться в собственной некомпетентности, тем более в глазах пациента. Жесткие законы рынка этого не прощают. Поэтому очень редко частнопрактикующие стоматологи консультируют своих пациентов у ведущих специалистов города.  Врач старается решать все возникающие проблемы своими силами и учиться на собственных ошибках. Но знать все невозможно, да и учиться все же лучше на опыте других людей. Чаще клинический случай является сложным лишь для конкретного врача, а многие другие его коллеги уже сталкивались с подобной проблемой и как-то ее решали. И здесь на помощь врачу приходят высокие технологии. В сети интернет на многих стоматологических сайтах действуют профессиональные врачебные форумы – интернет-конференции, в которых и обсуждаются сложные случаи, клинические проблемы, а также новые статьи, методики и прочие актуальные вопросы.

Как получить консультативную помощь на профессиональном стоматологическом форуме? Для этого нужно подробно описать клинический случай, по возможности приложить данные дополнительных методов исследования (рентгенограмму, цифровое фото и др.) и отправить все на форум. Там с информацией ознакомятся врачи со всего мира, и Вы за какие-то 5-6 часов получите от них множество советов, вариантов решения проблемы, узнаете, кто и какие совершал ошибки в подобных случаях, какие методики лечения выбирали Ваши коллеги и почему. За очень короткий срок возможно собрать многолетний практический опыт по конкретной теме. При этом в любое время можно задавать дополнительные вопросы, делать уточнения, вносить свои коррективы в обсуждение темы. Все как в реальной беседе с десятками специалистов со всего мира, только виртуально. В конечном итоге Вам останется лишь сопоставить опыт коллег со своими взглядами и принять окончательное решение. Уже на следующий день врач смело может приступать к лечению, как оказалось, не очень сложного случая, самостоятельно.

Такая форма получения информации, по моему мнению, эффективнее самообразования при использовании периодической литературы. Это позволяет реально решить проблему в максимально короткое время, сохранив и клиентуру, и репутацию. Но возможности общения в форумах не ограничиваются только консультациями. Вы можете делиться своим профессиональным опытом, договариваться о встречах, участвовать в обсуждении новых статей, опубликованных в интернете и журналах по стоматологии. На мой взгляд, любому врачу очень полезна реальная (не рекламная) информация о материалах и оборудовании для стоматологии непосредственно от тех людей, которые их уже использовали. Нет никакой рекламной пыли, предвзятости и цензуры. Каждый врач (и Вы в том числе) может сказать коллегам все, что думает о продукции той или иной фирмы. Порой после посещения «антирекламного» форума удается сэкономить много денег, избавив себя от приобретения заведомо некачественного продукта.

Кроме дискуссии в форумах, к Вашим услугам предлагаются другие, не менее удобные способы общения. Самым популярным является отлично зарекомендовавший себя способ общения через интернет-пейджер ICQ, в обиходе – «Аська». Эта несложная программа имеет огромное количество полезных функций. Она позволяет общаться в реальном времени как тет-а-тет, так и большим группам пользователей, объединенных общими интересами (стоматологическими, например).  Каждому пользователю присваивается свой уникальный номер (как номер телефона), который также можно указывать на визитке в координатах для связи.

4.      Интернет-консультации:

На тех же профессиональных форумах и многих других сайтах общей тематики имеются странички для консультации пациентов, в том числе и стоматологических. Любой посетитель сайта может получить консультацию специалистов различного профиля. Для пациентов это еще один способ повысить свою стоматологическую культуру, вовремя получить важный совет, не выходя из дома, примерно определиться с методикой лечения еще до очного визита к врачу. Несомненно, виртуальные консультации не могут давать полноценной информации о проблемах конкретного пациента, но они реально могут  оградить человека от  самолечения и зачастую вредящих советов «знающих все бабушек на лавочке». Это способ сфокусировать мысль пациента в нужном направлении, стимул сделать первый решающий шаг в сторону сохранения стоматологического здоровья.

Для врача интернет-консультации являются очень действенным средством для привлечения пациентов в свою клинику, стимул к дополнительному самообразованию. Статус грамотного врача-консультанта в глазах потенциальных пациентов всегда стабильно высок. Мнение такого специалиста воспринимается как некий эталон современной стоматологической мысли, ему верят и к нему идут.

Врачу же остается лишь оправдать надежды своих виртуальных пациентов при личной встрече с ними.

5.      Выставки, курсы, семинары.

Вы посещаете крупные стоматологические выставки? Конечно, ведь это место, где можно по самым выгодным ценам купить для своей практики весь ассортимент стоматологических материалов, инструментов и оборудования. Еще там проводят рекламные акции с обязательной раздачей подарков, юбилейные лотереи и масштабные презентации. Там же можно совершенно бесплатно послушать довольно познавательные лекции по новым стоматологическим продуктам и технологиям, своими руками испытать в действии самые последние модели стоматологических установок, лазеры, наконечники, моторы и многое другое. Но что конкретно мы знаем про очередную выставку? Только то, что напечатано в стоматологических журналах в виде рекламной страницы с указанием времени проведения, организаторов и основных спонсоров. Никто, как правило, точно не знает, региональная она, всероссийская или международная, сколько фирм будет представлено, какие конкретно фирмы,  какие акции будут проводиться, на какой товар будут максимальные скидки и т.д. А на многие вопросы хотелось бы знать ответ заранее. Для стоматологов-пользователей сети интернет все ответы известны уже за 2-3 месяца до начала выставки. На специализированных сайтах выставочных компаний и крупных стоматологических сайтах можно найти подробнейший календарь выставок на год с сортировкой по месту и времени проведения. Для каждой выставки указывается ее  статус, программа, количество фирм-участников с перечнем предлагаемой продукции, место проведения и схема проезда. Отдельно дается информация о презентациях, лотереях, розыгрышах призов и прочих мероприятиях, многие из которых начинаются в интернете задолго до проведения самой выставки. Через интернет руководителям фирм можно посмотреть схему помещения и заказать место для своего стенда, поместить рекламу своей фирмы в выставочном каталоге и еще многое другое. И все это очень оперативно, не вставая со своего рабочего места.

Все без исключения врачи должны время от времени совершенствовать свое профессиональное мастерство. Для этого по всей России и за рубежом проводят различные сертификационные циклы, платные уроки профессионального мастерства с привлечением именитых специалистов – стоматологов. Несмотря на рекламу в СМИ, информации все равно не достаточно. В интернете по поводу семинаров и курсов усовершенствования можно узнать практически все: место и время проведения, программу, стоимость и прочие подробности. Но самое, на мой взгляд, важное и ценное - это опубликованные на стоматологических сайтах отзывы коллег, прошедших эти курсы. Их объективное мнение будет для других врачей более красноречивым, чем десятки рекламных лозунгов.

6.                  Интернет-магазины.

Все знают, что через интернет можно делать покупки. Но реально таким способом делают покупки совсем небольшое количество пользователей. Это связано с очень низким уровнем компьютеризации населения, ограниченным доступом в интернет, с культом наличных денег и слабо организованной службой доставки. Между тем этот бизнес в России уже более 5 лет активно развивается. Примером тому служат многочисленные акции на ТV, где люди, не выходя из квартиры несколько недель подряд обеспечивают себя всем необходимым исключительно посредством заказа товаров через интернет. Делая покупки через интернет, можно приобрести товар почти вдвое дешевле его обычной магазинной цены. Почему так дешево? Есть несколько причин. Для продавца легко решается проблема с помещением (нужен только склад товаров), количество обслуживающего персонала минимально, заказ делается предварительно и, как правило, с предоплатой. Все мы понимаем, сколько стоит магазин? А продавцы, товаровед, охрана? А кто в конечном итоге за все это платит? Так рождаются розничные цены. В стоматологии дело обстоит еще интереснее. Все ведущие фирмы России, торгующие стоматологическими товарами, сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Им приходится выживать в конкурентной борьбе, искать новые рынки сбыта. Но открывать новые филиалы во многих городах России может позволить себе далеко не каждый. Остается либо искать в регионах торговых представителей, либо торговать напрямую по почте и интернету. Для них покупатель с периферии, который еще и сам пришел - манна небесная. Поэтому в первое время ему и скидки, и особые условия, и открытки с Рождеством. Да и потом тоже не обижают. Как меняется цена у регионального представителя какой-либо стоматологической фирмы по отношению к тому же товару в Москве, никому объяснять не нужно. Поэтому для стоматологов на периферии особое значение приобретает заказ расходных материалов через интернет. Процедура заказа довольно проста: нужно зайти на сайт интернет-магазина (коих великое множество), отметить нужные наименования, заполнить данные по доставке и выбрать форму оплаты. Вопреки распространенному мнению, что для интернет-торговли необходима кредитная карта типа “VISA”, оплатить заказ можно также наложенным платежом, по выставленному счету через банк, с помощью карт системы WebMoney, по системе Yandex-деньги или наличными непосредственно после доставки товара курьерской службой. Доставка за 2-3 дня из Москвы сегодня обычное дело. В масштабах стоматологического кабинета, а тем более клиники при таком подходе к делу можно экономить время и довольно внушительные суммы на стоматологических материалах. Это дает врачу и руководителю повод для пересмотра всей ценовой политики и более свободные возможности для расширения бизнеса.

7.                  Интернет-представительство.

В наше время преуспевающей фирме просто не солидно не иметь своего интернет-представительства, равно как современному человеку - адреса электронной почты. Это стало такими же обязательными реквизитами, как номер факса или мобильного телефона на деловой визитке. Деловая переписка по электронной почте на сегодняшний день является самым популярным способом общения бизнес-партнеров в разных городах, давно вытеснив телефонную связь. Это намного дешевле и информативнее. Услуги электронной почты оказывают многие почтовые отделения. Операторы сотовой связи давно ввели сервис, позволяющий непосредственно с сотового телефона без использования компьютера отправлять и принимать электронную почту и путешествовать по сети. Но даже при таком масштабном развитии технологии многие владельцы компьютеров не представляют, как получить прописку в сети с собственным уникальным именем и адресом.

Адрес электронной почты совершенно бесплатно можно получить за 3 минуты на любом популярном почтовом сайте, заполнив нехитрую анкету, выбрав себе уникальное имя типа zuboprotezist@mail.ru и закрепив его своим паролем. И все. Можно наслаждаться электронной перепиской и с гордостью разместить на своей визитке магическое имя с @ посередине.

Для организаций уровень должен быть выше – кроме электронного адреса им нужен свой интернет-сайт.

Для серьезной стоматологической клиники или кабинета, образовательного учреждения или торгующей организации персональное интернет-представительство является таким же обязательным атрибутом, как вывеска на входе. Я не буду вдаваться в подробности создания интернет-сайта для стоматологов, этот процесс великолепно описал мой коллега Агаджанян Эмиль Гургенович в своей статье «Как стоматологам сделать деньги в Интернете и сколько денег для этого нужно потратить», которую можно найти по адресу www.stom.ru/inet/article2.shtml.

Сайт клиники есть ее лицо для пациентов и деловых партнеров, визитная карточка, символ респектабельности и успеха Вашего дела. Наличие у клиники своего постоянно обновляемого сайта – гарант того, что Ваш бизнес преуспевает и всегда идет в ногу со временем. Интернет-сайт клиники или частного доктора может содержать примерно следующую информацию:

1. Название и структура учреждения, логотип, девиз и фотографии помещений, рабочих мест, импортного оборудования и еще всего того, чем клиника по праву может гордиться.

2. Полное описание деятельности, специальностей, применяемых методик.

3. Сведения о категориях, курсах усовершенствования и сертификации специалистов клиники, их стаж, методики работы и отзывы благодарных пациентов. 

4. Перечень платных услуг, обновляющийся прайс-лист, ассортимент товаров, скидки, льготы, рекламные акции, уникальные лечебные и диагностические методики.

5. Адрес, подробную схему проезда с картой города, телефоны, факс, e-mail, ссылки, фотографии симпатичных ассистенток в фирменных халатиках клиники…

А если на сайте клиники организовать интернет-консультации для пациентов, разместить интересные статьи и стоматологический юмор, освоить запись на прием в режиме on-line, то престиж и профессиональная репутация учреждения однозначно будут вне конкуренции, а позиция руководителя станет для партнеров эталоном современного подхода к делам.

Почему-то считается, что интернет-представительство – это очень дорого. На самом деле, есть сайты стоимостью десятки тысяч долларов, но это монстры виртуального мира с сотнями страниц и очень дорогой графикой. Большинству организаций такой дизайн совершенно не нужен. Для стоматологической клиники стандартное интернет-представительство среднего уровня на раскрученном тематическом портале с индивидуальным web-адресом и регистрацией бесплатного ящика электронной почты на популярном почтовом сервере обойдется менее чем в 100 долларов в год. Эта сумма включает создание, размещение и обслуживание виртуального представительства интернет-агентством. Информация будет доступна всем пациентам, партнерам и потенциальным клиентам круглосуточно 7 дней в неделю, в праздники и выходные. Думаю, многие руководители стоматологических клиник готовы за 100 долларов в год приобрести имидж современной развивающейся высокотехнологичной компании, поставившей передовые высокие технологии на службу своему бизнесу. 

Все пункты, так подробно описанные мною в статье, дают верное, но все же достаточно общее представление о виртуальном пространстве и использовании его во благо процветания врачей-стоматологов и не только их. Лишь начав профессионально использовать компьютер и интернет по их прямому назначению, можно по достоинству оценить все неоспоримые преимущества коммуникационных возможностей цифровых технологий XXI века, которые доступны каждому из Вас уже сегодня.

Январь 2004 года.

 

 

Источники информации:

1. www.med.kub.ru

2. www.100mat.ru

3. www.stom.ru

 

 

Рецензент:

ДОЛБНЕВ Игорь Борисович,

доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории

кафедра стоматологии ФПК и ППС КГМА.

 

 

 

Hosted by uCoz